+7 (985) 630-56-56
+7 (958) 640-99-20
Пн-пт: 10:00-20:00, сб-вс: 10:00-18:00
ПВХ ткани для надувных лодок
Ткань ПВХ бывает нескольких видов. Они похожи, но отличаются своими характеристиками. Ряд недобросовестных производителей для получения необоснованной прибыли используют при производстве водных средств передвижения материал для этого совсем не предназначенный, но стоящий гораздо дешевле.
Рассмотрим достоинства и недостатки видов материалов из ПВХ, применяемых при производстве водных средств передвижения.
Тентовые ткани ПВХ.
Имеют один слой основы и два слоя ПВХ – один лицевой, один внутренний. Очень похожи на лодочные ткани ПВХ, но значения плотности, у тентовых пвх материалов заканчивается на показателе в 600 г/м2. Кроме того, основа изготавливается из полиамидных волокон, более дешевых, но менее прочных, с простыми плетениями.
· Достоинства – дешевые. Имеют достаточно высокую прочность на разрыв, не теряют своих силовых и других свойств на солнце и при намокании. Имеют широкую цветовую гамму. Хороший материал для изготовления изделий для водных видов отдыха, но менее критичных к нагрузкам.
· Недостатки – имеют небольшую прочность на раздирание (при надрезе легко рвутся в продольном или поперечном направлении). Наружный и внутренний слои имеют избыточную толщину ПВХ, что увеличивает вес оболочки без увеличения ее прочности.
Лодочные ткани (Boat).
Имеют один слой основы разного плетения: L1/1(полотняное переплетение), L2/2 (Панама) или L4/2 (двойная Панама) и два слоя PVC (ПВХ), PVC/PU (ПВХ и полиуретан) или PU (чистый полиуретан) – наружный слой, стойкий к истиранию, внутренний, воздухонепроницаемый. Плотность 750 г/м2 –минимум.
· Достоинства – имеют высокую прочность на разрыв и раздирание, не теряют своих силовых и других свойств на солнце и при намокании, в морозную погоду остаются эластичными. Наружный слой стоек к истиранию (особенно ткани с покрытием из PU-полиуретана), имеет небольшой коэффициент трения с водой - отличный материал для лодок.
· Внутренний слой является воздухонепроницаемым, что позволяет изготавливать лодки и другие надувные изделия без внутренних баллонов (МОНОБАЛЛОНЫ).
· Недостатки - высокая цена ткани, особенно с PU покрытием.
Структура ткани полотняного плетения нитей - "L1/1". Структура ткани плетения нитей - L2/2 (PANAMA).
Характеристики тканей ПВХ.
Прочность на разрыв – усилие, требуемое для разрыва полоски ткани 50х200мм (или полоски ткани 20х100мм) в продольном /поперечном направлении, указывается в ньютонах (Н) (или в даН. 1даН=9,81Н). Чтобы перевести числовое значение разрывной нагрузки из даН в ньютоны, необходимо учесть, что полоска 20мм в 2,5 раза уже полоски 50мм и числовое значение даН необходимо умножить на 25. Пример, чтобы разорвать полоску ткани, прочностью 1000 Н, необходимо на неё повесить груз массой 1000/9,81 = 102 кг.
Прочность на раздирание – сопротивление ткани разрыву при надрезе, указывается в ньютонах (Н) или даН. Чтобы перевести числовое значение из даН в ньютоны, его необходимо умножить на 9,81;
Основа – ткань полиэстер или полиэфир, полотняного или другого переплетения.
Адгезия - сцепление разнородных тел в местах контакта их поверхностей. В нашем случае, это усилие, которое необходимо приложить, чтобы оторвать покрытие от тканевой основы, указывается в ньютонах (Н).
Светостойкость – устойчивость цвета ткани к ультрафиолетовому излучению солнца. Указывается в баллах от 1 до 8.
Температурный режим использования. Обычно в пределах -30˚С / +70˚С, морозостойкие ткани до -50-60˚С.
Плотность ткани ПВХ – условная характеристика, означающая в нашем случае вес ткани на единицу площади, т.е. г/м2.
Изготовители тканей с покрытием ПВХ и PU.
Тентовые ткани. Ткань основы - полиэфир:
• Россия – «Александровискож» г. Александров, «ИСКОЖ» г. Котовск, «Ивановоискож» г. Иваново.
• Беларусь – ИП «ТехноТекс».
Ткани различного назначения с покрытием ПВХ и ПУ. Ткань основы - полиэстер:
• Франция – «FERRARI»;
• Бельгия – «SIOEN»;
• Германия – "Mehler Texnologies", HEYTex;
• Финляндия – «Scantarp»;
• Южная Корея – "MIRASOL".
Характеристики тканей ПВХ и PU.
Наименование |
Назначение, характеристики |
Вес 1 м.кв. |
t |
Плетение |
Разрыв полоски 5 см |
Viniplan 4426 |
внутренние баллоны, двухстороннее покрытие ПВХ/ПУ |
320 гр |
-35 - +70 |
L1/1 280dtex 15/15 |
1100/1000N |
Viniplan 6331 boat |
внутренние баллоны, верх моно баллонов воздухонепроницаемая |
550 |
-30 - +70 |
L1/1 1100dtex 6/6 |
2400/2200N |
Viniplan 6332 - Sport boat |
верх моно баллонов |
650 |
-30 - +70 |
L1/1 1100dtex 7/7 |
2600/2400N |
Viniplan 6353 boat |
верх моно баллонов |
700 |
-30 - +70 |
L1/1 1100dtex 7/7 |
2600/2400N |
Viniplan 6362 boat |
верх моно баллонов |
750 |
-30 - +70 |
L1/1 1100dtex 8/8 |
2800/2600N |
Plastel panama TE95 |
высокопрочный боковой клин оболочки, большая стойкость к истиранию |
950 |
-40-+70 |
L2/2(Панама) |
4500х4500N |
Plastel panama TE115 |
высокопрочное дно оболочки, большая стойкость к истиранию |
1150 |
-40-+70 |
L2/2(Панама) |
4500х4500N |
Plastel TE80 |
боковой клин оболочки (до 5 к.сл)Б, большая стойкость к истиранию |
800 |
-40-+70 |
L1/1 |
3000/3000N |
Plastel TE62 |
верх оболочки, лак, высокая стойкость к ультрафиолету |
620 |
-40-+70 |
L1/1 |
2400/2400N |
VALMEX Boat Life raft 7326 |
воздухонепроницаемая, внутренние баллоны, высокая прочность и надежность, ПВХ/ПУ |
500 |
-40-+70 |
L1/1 |
2200/2000N |
VALMEX Boat Life raft 7324 |
воздухонепроницаемая, ПВХ/ПУ, морозостойкая, высокая прочность. |
640 |
-50-+70 |
L1/1 |
3000/2500N |
VALMEX Boat Light |
лодочная, верх моно балонов |
850 |
-30-+70 |
L1/1 |
2500/2500N |
VALMEX Boat Mainstream |
лодочная, бок моно балонов |
1000 |
-30-+70 |
L1/1 |
3000/3000N |
VALMEX Boat Powerstream |
лодочная, дно моно балонов |
1200 |
-30-+70 |
L2/2 |
3800/3800N |
|
|
|
|
|
|
HEYTex Boat H55128 |
воздухонепроницаемая |
600 |
|
L 1/1 |
2200/2200N |
HEYTex Boat H2562 |
лодочная, верх моно балонов |
850 |
|
L1/1 |
2700/2500N |
HEYTex Boat H55090 |
лодочная, бок моно балонов |
950 |
|
L1/1 |
3000/2700N |
HEYTex Boat H5559 |
лодочная, дно моно балонов |
1200 |
|
L2/2 (Панама) |
4000/4000N |
HEYTex Boat TPU H8534 |
Максимальная стойкость к истиранию, маленький коэффициент трения о воду |
1100(Полиуретан) |
|
L1/1 |
3500/3500N |
|
|
|
|
|
|
МТ 630 |
верх оболочки, лак, высокая стойкость к ультрофиолету. |
630 |
L1/1 |
2400/2500N |
|
МТ 500 |
с односторонним покрытием ПВХ |
500 |
|
L1/1 |
2400/2500N |
МТ 720 |
боковой клин оболочки, высокая прочность на разрыв |
720 |
|
L1/1 |
3500/3500N |
*Основа: L4/2 - основа полотняного четырёхниточного плетения (двойная Панама), L2/2 - основа полотняного двухниточного плетения (Панама); L1/1 - однослойная основа полотняного плетения нитей.
Некоторые недобросовестные продавцы (производители) лодок ПВХ, как преимущество, представляют увеличенную по сравнению с другими лодками других марок плотность ткани, которая применяется при изготовлении своих моделей. Однако, из приведенной таблицы видно, что большая плотность –это не всегда прочная лодка, которая будет служить долго, что эта характеристика ткани может просто сделать лодку тяжелой и дорогой. Тут, пожалуй, главнее - прочность на разрыв/на раздирание.
Зачем же увеличивать плотность ткани ПВХ? Чем больше это число, тем большей длины и с большим диаметром баллона можно изготовить лодку. При эксплуатации лодка подвергается самым различным деформациям и нагрузкам, и большая плотность позволяет лучше сохранить первоначальную форму судна. Кроме того, большая лодка, для придания ей необходимой жесткости, требует увеличения давления в баллонах, что также решается применением тканей ПВХ большей плотности. То есть, без манипуляций и словоблудия большая плотность – это безусловно хорошо.
Но, одним из основных показателей прочности лодочного ПВХ, который зависит не столько от плотности, сколько от качества корда, все же является прочность на разрыв/на раздирание при растяжении пятисантиметровой полоски ткани - Ньютон/5 см (эта характеристика представлена в последней колонке таблицы). Например, 1100/1000N. В переводе на килограммы это значит, что 5 сантиметровая полоска ПВХ, прежде чем порваться по продольным нитям, выдержит 110 кг и 100 кг по поперечным нитям.
Также одним из решающих аргументов при покупке лодки в пользу того или иного производителя, можно услышать: "5-ти, 7-ми, 9-ти слойный ПВХ.» Что же из себя представляет армированный ПВХ. Уже само название предполагает наличие армирующей основы, корда. В большинстве своем, это полотно из синтетического волокна имеющее как продольные, так и поперечные нити. Сам способ изготовление полотна называется поперечным плетением, а используемые нити либо полиамидные, либо полиэстер. Для производства лодок более предпочтителен полиэстер. Он менее растяжим, легче, устойчивее к истиранию и жестче, что позволяет использовать меньшее давление в баллонах лодки при эксплуатации с сохранением ее формы. Чем меньше давление, тем меньшее напряжение испытывает конструкция, уменьшается износ и, соответственно, возрастает срок службы. Производители ПВХ тканей с мировым именем изготавливают полотно для основы на своих мощностях (имеют свои ткацкие фабрики).
Далее основу "обрезинивают" способом ламинации, как наиболее технологичным методом нанесения слоев ПВХ. Сперва на основу, с обеих сторон, наносится прослойка связующего вещества – адгезива, и далее при определенной температуре и давлении – поливинилхлорид (ПВХ), тоже с обеих сторон. Таким образом, образуется монолит, где прочность на разрыв, порез, растяжение дает синтетический корд, а эластичность, воздухонепроницаемость, механическую стойкость на истирание, устойчивость к агрессивным средам придает ПВХ. Если посчитать слои: ПВХ-адгезив-основа-адгезив-ПВХ, то выходит пять слоев. Где же обман?
Вспомним определение адгезии – это сцепление разнородных тел в местах контакта их поверхностей. Самый известный адгезив – клей. В нашем случае - полиуретановый. Получается, что клей кто-то тоже считает слоем…
По природе своей ПВХ очень тонок, не толще целлофанового пакета и для придания ему толщины и соответственно большей механической стойкости на истирание, наносят его в пять приемов. ПВХ ткань не имеет лицевой или изнаночной стороны, они равнозначны и все, что делается на одной стороне, зеркально происходит и на другой.
Большое количество слоев, о которых говорят некоторые продавцы, объясняется тем, что ткань ПВХ технологически покрывается несколькими слоями: слоем защиты от ультрафиолетового воздействия, антисептическим слоем и грязеотталкивающим слоем, кроме того улучшающим скольжение. Вот так, в ПВХ тканях и появилось еще несколько слоев, количеством которых можно манипулировать, не вникая в один из процессов производства ПВХ тканей – в ламинацию.
Таким образом, можно смело утверждать, что количество слоев у лодочных, да и не только, тканей ПВХ – ТРИ!!! Все остальное – чистый маркетинг.
Делайте правильный выбор при покупке лодки ПВХ, уделите больше внимание ее функциональности, а не сказкам о большой плотности и многослойности ткани, использованной при ее изготовлении.